Уважаемый Бахытжан Абдирович!
Уважаемые коллеги!
Система образования причастна к вопросам занятости через качество подготовки специалистов и соответственно их востребованность на рынке труда.
В республике наблюдается снижение уровня безработицы среди молодежи. По сравнению с 2015 годом уровень молодежной безработицы снизился с 4,2% (в 2015 году) до 3,8% в 2017 году.
Этого мы достигли благодаря реализации программ и социальных проектов таких как «Дорожная карта занятости-2020», «Жасыл ел», «С дипломом в село!», «Молодежная практика», «Мәңгілік ел жастары- индустрияға! (Серпін)» и другие.
За последние годы улучшилось качество подготовки кадров и соответственно, повысился показатель по трудоустройству и занятости выпускников. В 2017 году (92,0 %) по сравнению с 2012 годом (79,4%) показатель трудоустройства и занятости выпускников колледжей увеличился на 12,6 %.
Вместе с тем за последние 10 лет наблюдается положительная динамика по снижению численности самозанятой молодежи.
Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной экономики. Тем не менее, они наименее востребованы на рынке труда в силу, отсутствия практических навыков, опыта.
Во исполнение поручения Президента, данных на заседании Совета Безопасности Республики Казахстан 30 мая 2018 года Министерство образования и науки приняло участие в разработке проекта Дорожной карты по обеспечению занятости и социализации молодежи NEET в возрасте от 18 до 29 лет, в том числе выпускников 2018 года.В проекте Дорожной карты из 30 мероприятий, Министерство является соисполнителем по 14 мероприятиям. Позвольте остановиться кратко на основных мероприятиях Дорожной карты. Как Вы знаете, с 2014 года реализуется проект проект «Серпін». В настоящее время в рамках Проекта в 26 вузах из 9 областей обучаются 12 344 человек, а в 37 учебных заведениях ТиПО 7 регионов обучаются 2 276 человек.
В целом, данный проект вызывает большой интерес у молодежи, особенно из семей с невысоким социальным статусом, и может стать реальным социальным лифтом для их профессиональной самореализации.Однако необходимо отметить, что одним из проблемных вопросов является отсутствие гарантированного места трудоустройства выпускников данного Проекта.
Для этих целей Министерством в проект Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 — 2021 годы «Еңбек» включена норма по закреплению обязательной отработки и трудоустройства выпускников Проекта после завершения учебного заведения в трудодефицитных регионах.
Стоит отметить, что отработка выпускников в рамках Проекта осуществляется в соответствии с трехсторонним договором о трудоустройстве выпускника между организацией образования, работодателем и обучающимся.
Распределение, направление на работу и трудоустройство молодых специалистов осуществляются местными исполнительными органами в соответствии с направлением организации образования.
В этой связи нами совместно с акиматами будет проработан вопрос по прохождению студентами колледжей и вузов производственной практики, обеспечению их трудоустройства.
Вместе с тем, отмечаем, что в соответствии с Бюджетным кодексом РК денежные средства, предусмотренные в рамках данного Проекта, с 2019 года будут переданы из республиканского бюджета в бюджеты акиматов в виде целевых трансфертов.
После передачи денежных средств, акиматы могут присуждать образовательные гранты в рамках Проекта.
Наряду с этим, с сентября 2017 года внедрен проект бесплатного технического и профессионального образования для всех, в рамках которого все желающие могут получить рабочую профессию бесплатно.
В рамках данного проекта доля студентов, обучающихся по госзаказу, увеличена до 54%. Это позволило остановить негативный тренд ежегодного сокращения контингента колледжей, продолжавшийся последние 5 лет.
Также активизируется работа по внедрению дуального обучения. Дуальное обучение внедрено в 460 колледжах с участием 3055 предприятий с охватом 31 тыс. студентов.
Как показывает практика, дуальное обучение является одной из наиболее эффективных мер по обеспечению трудоустройства молодежи.
Для этого, чтобы стимулировать предприятий Министерством в рамках подушевого финансирования предусмотрена оплата наставникам с производства, а также затраты, необходимые на обеспечение расходными материалами.
Также отмечаем, что сейчас подушевое финансирование реализуется в пилотном режиме в Карагандинской и Павлодарской областях, и г. Алматы.
Нами совместно с акиматами продолжается работа по данному направлению.
В целях привлечения молодежи в систему ТиПО Министерством проводится работа по созданию центров компетенции в регионах по аналогии с APEC PetroTechnic г. Атырау.
По данному вопросу в течение года с участием акиматов и работодателей была проведена работа по отбору центров компетенций из числа передовых и сильных колледжей по каждой отрасли.
Учитывая, что создание таких центров достаточно затратный и трудоемкий процесс, Министерством совместно с акиматами проработан вопрос по запуску 5 пилотных центров компетенции.
В этой связи совместно с акиматами будем продолжать работу по созданию центров компетенции.
Одним из ключевых вопросов Дорожной карты является формирование базы данных выпускников школ 2018 года, непоступивших в ВУЗы и непризваных на срочную воинскую службу в рамках национальной образовательной базы данных.
По итогам формирования соответствующая информация по выпускникам школ 2018 года будет представлена в Министерство общественного развития.
Это большая работа, которая требует четкого взаимодействия между отраслевыми и местными исполнительными органами, профессиональными сообществами.
В целом, работа в рамках Дорожной карты будет продолжена.
Спасибо за внимание!